В мире Игоря Михайловича Воронцова

В мире Игоря Михайловича Воронцова

Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., проф. Шабалов Николай Павлович

«Моральные качества замечательного человека имеют, вероятно,
большее значение для его поколения и для исторического процесса
чем чисто интеллектуальные достижения».


А. Эйнштейн

«Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало,
питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием,
вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в  других и останетесь.
И какая вам разница, что потом это будет называться памятью.
Это будете вы, вошедшая в состав будущего».


Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

 

Так что же было у И.М. Воронцова и чего мне недостаёт без него?

  • Безграничная любовь к детям и педиатрии, понимание перинатальных истоков здоровья человека.
  • Яркая гражданственность и публицистическая страстность.
  • Постоянный поиск («трудоголик») и глубочайшие разносторонние знания.
  • Детскость.
  • Религиозность.
  • Создание вокруг атмосферы добра, милосердия.

Рыцарь детства и гражданственность

«На настоящий момент самая главная компонента педиатрии – её гражданственность. Никто, кроме профессионалов детской медицины, не понимает в полной мере того ущерба, который наносит детям даже временная полоса нелюбви и неустроенности. Только педиатр может объяснить родителям и государственным чиновникам последствия небрежения детскими нуждами. Впрочем, не только педиатр.

Ниже привожу стихотворение, написанное известной чилийской поэтессой Габриэлой Мистраль в 1948 г. Оно приведено в одном из документов ВОЗ на английском языке. Приношу извинения за качество собственного перевода:

«Мы несем на своей совести множество ошибок и заблуждений,
Однако тягчайшим нашим преступлением является игнорирование нужд детей,
небрежение самим формированием жизни.
Многое из того, что мы считаем необходимым, можно сделать и позже.
Только ребенок не может ждать.
Именно сейчас происходит образование его костей,
формируются новые очаги кроветворения, развиваются чувства и ощущения.
Ему нельзя ответить словом «Завтра».
Его имя «Сегодня»

И.М. Воронцов «ЕЁ ВЫСОЧЕСТВО - ПЕДИАТРИЯ. КАКАЯ ОНА СЕГОДНЯ, КАКОЙ ОНА БУДЕТ ЗАВТРА? ПОПЫТКА ВИДЕНИЯ» (2005).

Дивергенции  здоровья в  современном  мире
(И.М. Воронцов (2006)

1. Тенденция  к  общему снижению смертности  и  инвалидизации.

2. Увеличение числа детей с высокими характеристиками интеллекта  и разносторонне  одаренных  детей,
но:

3. Рост  частоты  выявления малых мозговых дисфункций  и  снижения  способности  к  обучению (СДВГ).

4. Увеличение  выявляемости  заболеваний  на  основе тканевых  и  сосудистых  микродисплазий

5. Увеличение  частоты  хронических заболеваний

6. Увеличение  числа  жертв  насилия, жестокого  обращения  и  аутодеструктивного  поведения

Слаборазвитые  страны

  • Белково-энергетическая  недостаточность, эпидемии разных инфекций, паразитозов, и гельминтозов, анемии, отставание детей  в  росте  и в  развитии.

Развитые  страны

  • Эпидемии  астмы, диабета, ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, опухолей, остеопороза, наркомании и  аутодеструктивного  поведения, нервно-психических заболеваний.
  • РФ стоит на первом месте в мире по числу самоубийств детей и подростков (38, а мире -10 на 100 000 населения).

Необходим государственный программный комплекс «Восхождение к здоровью».

Концепция И. М .Воронцова «Восхождение к здоровью», предусматривает:

  • во-первых, создание оптимальных условий внешней среды с формированием в обществе культа детства,
  • во-вторых, раннее выявление индивидуальных конституциональных особенностей каждого ребенка и модификация (оптимизация) внешней среды в соответствии с его гено- и фенотипом, т.е. управление онтогенезом, формирование состояние здоровья.

Он писал: «Получая в свои руки ключи первичной профилактики и формирования здоровья, правомочно говорить о разных уровнях планирования здоровья. Это новая эпоха в социальной и, может быть, биологической эволюции homo sapiens».

Педиатрия – это

И.М. Воронцов (2006)

...максимальная  полнота  индивидуального  и  коллективного  объема  профессиональных  знаний и  опыта  в обосновании конкретных  мер медицинской защиты  и  помощи и  их   сугубо  персонифицированного по стратегии  и тактике смаксимальной  любовью, максимальным  щажением и  минимальным риском негативных  последствий  для здоровья применения к  этой  бесценной, единственной  во  всем мироздании,самой особенной  и  самой замечательной  детской личности по  имени……….

«Культивирование детства – главный стратегический путь к цивилизованному, процветающему, умному и доброму обществу будущего. Но даже выбор этого пути требует определенной степени зрелости, доброты и процветания от общества».

Обращение Союза педиатров Санкт-Петербурга к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину и ко всем‚ кому  небезразлична судьба  Отечества! (2004)

«Глубокоуважаемый господин Президент!

Внедрение рыночных отношений‚ за которые так ратуют реформаторы‚ в детское здравоохранение‚ охрану материнства‚ родовспоможение (единственные сферы медицины‚ остающиеся под контролем государства и бесплатные) – это преступление перед своим народом. Это еще более усугубит демографическую ситуацию‚ которую уже называют сегодня – «русский крест» (так выглядит график падения рождаемости и одновременного повышения  смертности населения страны), но нам видится в этом  более глубокий смысл.

Все  ключи  к здоровью  популяции, этноса лежат  в  детстве,  в  том  насколько  мы  сможем  сформировать инструменты  и  механизмы  всесторонней  защиты детей,  а  еще  лучше – «культивирования  детства»

Нельзя принести здоровье детей‚ то есть судьбу России,    в  жертву  политическим  и экономическим  экспериментам».

 

Публицистическая страстность

«Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в          
постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!

Коль дать ей ей думаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвёт.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь».

Н.А. Заболоцкий (1958)

«Главное - это скорость,
главное - это ветер,
главное – капли рабочего пота,
главное – жадно и жить и работать»

И.М. Воронцов
газета «Советский педиатр», 1963

Трудоголик И.М. Воронцов!

  • Активное развитие (а зачастую  и  создание) современных Петербугских  педиатрических аллергологических, кардиоревматологических, нутрициологических, пропедевтических  школ.
  • Умение переосмыслить и изложить просто и ясно совокупность современных сведений по той или иной проблеме как теоретической так и клинической медицины.
  • «Для многих знание - орудие безумия, почти для всех - причина высокомерия, если не упадут в добрую душу»
    Франческо Петрарка инвектива «О невежестве своём  собственном и многих других (1367)
  • Способность дать объективную оценку любой диссертационной работы, не унижая её автора.
  • Вне «медицинские» интересы и умения, навыки.

Детский  врач «должен находить удовольствие в общении с детьми, он должен уметь с детьми быть как бы дитятею...»
С.Ф. Хотовицкий «Педиятрика», 1847

Детскость.

Чем талантливее человек, тем больше в нём сохранилось из детства. Игорь Михайлович сохранил очень многие из детских черт: способность любить окружающих, умение удивляться, радоваться любым проявлениям жизни, запоминать и учиться, восхищаться красотой.

«А детство самого Игоря Михайловича пришлось на военные годы. «Мой отец был необразованным человеком, самоучкой. В 1937-м его репрессировали и расстреляли. Я нашёл его блокнот, который меня совершенно поразил — отец настолько хотел что-то знать, так хотел учиться, что в тетради он переписывал энциклопедию! Для него это был единственный путь получить знания. Моя мать была замечательным человеком, и до сих пор связь с ней я ощущаю чрезвычайно остро, хотя она умерла несколько лет назад в возрасте 93 лет. Но она всегда со мной, я часто советуюсь с ней. Она была талантлива своим умением любить и жила своей любовью ко мне».

Вспоминает, что был он ребёнком с очень плохим аппетитом, как все недокормленные дети. Блокадный Ленинград запомнился так: не заставляли есть. В детсаду давали жареный хлеб с касторовым маслом, иногда даже конфеты — их крошили кусочками. Игорь складывал всё это в карман, чтобы принести домой маме. Самое главное, что до сих пор его поражает, — замечательная атмосфера взаимоотношений между людьми, которой он нигде потом не видел.

«Бабушка вскоре умерла, мама работала почти круглые сутки, а по ночам ещё и тушила зажигалки на крыше. Я бегал по улицам в такой же детской стайке и абсолютно точно знал, что любой взрослый человек на улице нам родитель. Я приходил в коммунальную квартиру, где жили пять семей, и каждый старался меня приласкать и подкормить хоть какой-то крохотулькой сухарика. И я плохо отличал — кто родственник, а кто нет. И точно так же я помню своё отношение — как мы, ребята, старались во всём помочь тем старушкам, которые выходили к нам во двор»            « В юности Воронцов серьёзно занимался радиотехникой — сам конструировал аппаратуру, собирал радиостанции, много экспериментировал, был радиолюбителем-радистом, коротковолновиком международного класса. У него были свои позывные, и он даже выходил на связь через Луну. Окончил военные радиошколу и мотошколу. Мальчишкой лихо гонял по улицам на мотоцикле…

Ещё он страстно любил музыку — классическую. Она была и остаётся до сих пор одним из самых главных его увлечений. Судьба не позволила учиться музыке, но любить ее никто не мог запретить. Сам собирал радиоприёмники из радиодеталей, купленных на барахолке. Однажды настроил только что собранный приёмник и услышал фортепианный концерт Моцарта. Всё бросил, выключил паяльник — оказался под таким «гипнозом» музыки! Потом смастерил радиолу, проигрыватель, стол собирать грампластинки с классической музыкой — и собрал их огромное количество. А ещё он писал стихи и собирался поступать в Литературный институт.

...И летать ему очень хотелось, прыгать с парашютом. Мечтал об аэроклубе, да только случился период какого-то странного заболевания: Игоря долго лихорадило, но диагноза никто не поставил. Так он впервые близко соприкоснулся с медициной и с удивлением для себя обнаружил, что существует целый мир, загадочный и непонятный, совершенно новая сфера, неизвестная планета — медицина. И он решил посмотреть — что там».

Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него «писать симфонию — значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо»

В основу IV симфонии положена     «Небесная жизнь»—детская песенка о небесных радостях, песенка, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся.
Композитор, неоднократно называл IV симфонию юмореской.

Однако же он писал: «Если человек в моменте юмора, отправляясь от маленького суетного мира действительности, связывает и соразмеряет последний с бесконечным миром идеала, то возникает тот смех, в котором кроются и скорбь, и величие».

«НП – цветаевец, а я – блоковец»

(И.М. Воронцов)

«Ты помнишь? В бухте нашей сонной
Спала зелёная вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.

Четыре – серых. И вопросы
Нас волновали битый час
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

Мир стал заманчивей и шире
И вдруг – суда уплыли прочь,
Нам было видно: все четыре
Зарылись в  океан и ночь.

И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал.

Как мало в этой жизни надо,
Нам,, детям  - и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран - 
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман».

А.А. Блок

«Вы идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растрачено даром.

И какой героический пыл
На случайную тень или шорох
И как сердце мне испопелил
Этот даром растраченный порох!

О летящие в ночь поезда,
Уносящие сон от вокзала…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы – если б знали –

Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, -
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой».
М.И. Цветаева

Каждый человек – целый оригинальный, непознаваемый мир. Мир прекрасен тем, что все мы – разные и можем любоваться неповторимой красотой друг друга.

Религиозность

«Есть разные выражения и виды религиозности. Один вид есть погружение в этот мир, всё равно, будь то наивно-романтическое освоение Бога, или страстно-упоенная отдача Ему, или, наконец, выливающаяся в форму логического рассуждения или мысленного развития философское опознание Бога…

…Но может быть совсем другой вид религиозности, не погружение в Божество и не Его утверждение мыслью, а касание мирам иным. Именно не прикосновенность,  а касание, стыдливое, сдержанное приближение, в котором нет никакого упоения или опьянения, где ясность не утрачивается, а ясный и трезвый ум только смиренно склоняется перед неизъяснимым.

Такова была религиозность зрелого Пушкина».

Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944, философ, публицист,  инициатор сборника «Вехи», 1909)

«Вера и научная медицина ни в какой не исключают друг друга…. Духовный христианский или православный базис выступает здесь  прежде всего в укреплении в добре и совести для целителя, и в укреплении в надежде на исцеление больного и его семьи. Выполнение же долга добра и врачевания для педиатра и христианина должно быть освящено светом и разумом большой науки, трудом по её постижению, опытом её приложения к больному. Надо, чтобы право на такие выражения веры, как «На все Божья Воля», «Бог дал – Бог взял» для врача всегда оставались такими словами, которые он скажет после слов: «Видит Бог, я, действительно сделал всё что мог».

Актовая речь «Онтогенез педиатрии и зарождение онтогенетической педиатрии», 1995

«Вы не понимаете, что можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее основание… Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющий сердце человека и требующий выхода и расточения, и затем главные составляющие части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной личности и идея жизни как жертвы. Имейте в виду, что до сих пор чрезвычайно ново».

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Создание вокруг атмосферы добра, милосердия

«Среди других   играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая  рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и не красивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши по неё,

Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвется,
И девочка  ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я  думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его  едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему  её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девчонка»


«Профессоры Андрей Владимирович Мазурин и Игорь Михайлович Воронцов на протяжении десятков лет были и моими друзьями и моими учителями. Они оба беззаветно и бескорыстно служили детству России и каждому конкретному больному или здоровому ребенку, с которым соприкасались. Это очень заразительно, также как их огромнейшая эрудиция, альтруизм, врачебное и преподавательское мастерство, мудрость и излучаемый ими свет добра. Действительно, глаза – зеркало души. Конечно, жаль, что невозможно увидеть их неповторимые взгляды – бесконечно глубокие и красивые, благожелательные, детские и отсюда всегда готовые любоваться красотой, в том числе каждого, кто с ними сталкивался, но одновременно и взрослые - как бы вопрошающие – чем я могу Вам помочь. В то же время, прикоснуться к их мудрости и эрудиции можно и осваивая их «Пропедевтику детских болезней».

Яндекс.Метрика