«НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ДЕТИ УМИРАЛИ!»

 

 

И.М. Воронцов

«Дети гораздо более мужественны и мудры во внутреннем своем поведении. С ними приятно общаться. Когда увидел первого больного, душой это понял сразу. И, конечно, большое влияние оказало то, что здесь, в 4-й госпитальной клинике Педиатрического института, мы видели детей обреченных: тогда лейкозы, лимфогрануломатозы плохо поддавались лечению. И во мне стучало одно: не хочу, чтобы ребенок умирал. Вот он сидит перед тобой, он с тобой разговаривает, он тебе рисует, он хохочет с тобой… И я не хочу, чтобы он умирал. И ничего более сильного, чем это чувство протеста, наверное, быть не может». Проф. Игорь Михайлович Воронцов – заслуженный деятель науки России, президент Союза педиатров Санкт-Петербурга и главный педиатр Северо-Западного региона России, член президиума Союза пе диатров России, действительный член Королевского колледжа врачей Великобритании, почетный академик Международной академии Интегративной антропологии. Автор более 50 научных работ, среди которых 12 монографий и 2 учебника, авторитетнейший специалист в области детской гематологии и эпидемиологии острых лейкозов, физиологии роста и развития, проблем питания, пограничных состояний здоровья. Среди клинических проблем, которыми занималась кафедра под руководством проф. Воронцова, – актуальные вопросы детской аллергологии, кардиологии и ревматологии, а в научном содружестве со специалистами ряда учреждений медицинского профиля при участии И.М. Воронцова разработан широкий комплекс алгоритмов и программ автоматизированных комплексов для массовых профилактических осмотров детей. Все эти разработки имели суще- ственное значение для снижения младенческой и детской смертно-сти во всех регионах страны, где были внедрены. Очень хорошо сказал о Воронцове вице-президент Союза педиатров Санкт-Петербурга проф. Н.П. Шабалов: «Говорят, чем талантливее человек, тем больше в нем сохранилось из детства. Игорь Михайлович сохранил очень многие из детских черт: способность любить окружающих, умением удивляться, радоваться любым проявлениям жизни, запоминать и учиться, восхищаться красотой. Наверное, главное его человеческое свойство – обаятельнейшая наивность, профессиональное – стремление как можно быстрее, сразу соединить фундаментальные начала с практикой и реализовать их для детей, потому что «в медицине ценно именно делание добра»... С 1978 г. без малого два десятка лет И.М. Воронцов работал глав- 8 ным педиатром Ленинграда. В начале этого пути каждый день приходя на работу Игорь Михайлович получал сводку об умерших детях Ленинграда – списки умерших каждый день. И, наконец, он взорвался: «Это, простите, не мое – я педиатр. Дайте отчет за полгода, будем искать резервы. Предстоит большая долгосрочная работа. Теперь я хочу видеть каждый день списки тех, кто может умереть»... Те дни были самые тягостные... А работа, «большая и долгосрочная», началась. И принесла плоды. Он участвовал в планировании и развитии Новой системы медицинской помощи детям. Небывалого прежде успеха достигла специа- лизация многих служб детской медицины. Формировались специализированные педиатрические подстанции скорой помощи, отделения неонатологии, экстренной помощи, скрининговой диагностики в детских поликлиниках... В 1979 г. Воронцов вместе с коллегами создал первую в СССР межведомственную лабораторию «Автоматизирован- ные системы в педиатрии». Разрабатывалось применение математических методов для формирования алгоритмов дифференциальной диагностики и прогнозирования течения заболеваний или риска их возникновения. Стали функционировать системы принятия решений для врачей и диспетчеров скорой и неотложной помощи, педиатров родильных домов, врачей, отделений интенсивной терапии. На помощь врачу пришли угрозометрические методы сортировки больных. Все это позволило значительно снизить детскую смертность: получили эффект без затрат – только за счет организации. А ведь еще была введена автоматизированная система массовых профилактических осмотров детей разного возраста – АСПОН-Д, автоматизированных рабочих мест и программ поддержки врачей. В 1991 г. цикл работ этой серии был отмечен премией Совета министров. Конечно, все достигалось непросто. И.М. Воронцов к своему делу, к пациентам относился очень ответственно. Считал, что в медицине все решения должны быть выстраданы и каждая мелочь должна иметь значение: «педиатрия стала другой, потому что с необыкновенной скоростью увеличивается объем успехов фундаментальных дисциплин. И я счастлив, что попал на эту полосу динамизма, интенсивного развития фундаментальной медицины». По его мнению, педиатрия будущего должна обеспечить такое развитие ребенка, чтобы во взрослой жизни непременно сбылся творческий расцвет всех дарований и возможностей личности. А одновременно сопутствовала самая мощная защита от любых хронических заболеваний. Детство самого Игоря Михайловича пришлось на военные годы. И.М. Воронцов вспоминает, что он был ребенком с очень плохим 9 аппетитом, как все недокормленные дети. Блокадный Ленинград запомнился так: не заставляли есть. В детском саду давали жареный хлеб с касторовым маслом, иногда даже конфеты – их крошили кусочками. Игорь складывал все это в карман, чтобы принести домой, маме. Самое главное, что до сих пор его поражает, – замечательные взаимоотношения между людьми – такая атмосфера, которой он нигде не видел. В юности Воронцов серьезно занимался радиотехникой – сам конструировал аппаратуру, собирал радиостанции, много экспери- ментировал, был радиолюбителем-коротковолновиком междуна- родного класса. У него были свои позывные, и он даже выходил на связь через Луну. Окончил военные радиошколу и мотошколу. Еще он страстно любил классическую музыку. Она была одним из самых главных его увлечений, однако судьба не позволила учиться музыке. Еще он писал стихи и собирался поступать в Литературный институт, еще мечтал об аэроклубе. Случай изменил его намерения. Однажды он перенес какое-то странное заболевание: Игоря Михайловича долго лихорадило, но диагноза никто не поставил. Он впервые близко соприкоснулся с медициной и обнаружил, что существует сфера, совершенно для него неизвестная, но притягательная. Игорь Михайлович решил поступать в педиатрический институт. Его приняли. Педиатрия его сразу затянула, как только переступил порог детской клиники. В годы учебы он практиковался в разных клиниках, посещал студенческие научные кружки, в том числе и на кафедре терапии. Его учителями были основоположники детской гематологии ‑ А.Ф. Тур, А.М. Абезгауз, и не случайно первые научные работы Воронцова были посвящены детской гематологии. В 1961 г. Игорь Михайлович, будучи клиническим ординатором, одним из первых стране написал работу по цитомегалии и первым в России дал характеристику анемии Фанкони. В клинической ординатуре приходилось вести много больных самостоятельно. При этом с молодыми докторами много работали и их наставники: «Несмотря на то, что мы, вроде бы, самостоятельны, но поздно вечером после нас сидят за историями болезни заведующие отделениями, старшие ординаторы, и в каждой истории болезни для нас отмечено, что пропущено, какой анализ недооценен и т.д. Присутствовала атмосфера всеобщей увлеченности. По существу настоящий научный поиск в отношении лечения каждого больного». Свою самую первую научную работу – по электрическому заряду эритроцитов (благодаря увлечению в прошлом физикой и биофизикой) И.М. Воронцов делал в Ленинградском университете под руководством заведующего кафедрой физиологии проф. Л.Л. Васильева – ученика А.Л. Чижевского. Благодаря этому исследованию Игорь Михайлович оценил важность идей Чижевского и стал изучать электрообмен. Обмен элек-трическими потенциалами между средой и человеком – это то, на чем построены все системы аэроионизации Чижевского. Воронцову удалось опубликовать свою работy. Она до сих пор представляет интерес. Оказывается, эритроциты онкологических больных ведут себя по отношению к электрическим зарядам воздуха совершенно иначе, чем у здоровых. И эту закономерность он очень успешно использовал при дифференциальной диагностике у детей с лейкозами. Составляя план разработки этой темы, Воронцов написал, что ему нужен геологический электронный полярограф, который был ему предоставлен. Игорь Михайлович стал исследовать как влияет электрообмен не только на мембраны эритроцитов, но и на конфигурацию белка, изучал сульфгидрильные группы белков у детей с лейкозом. Это стало темой его докторской диссертации, в которой он разработал эпидемиологическую концепцию патогенеза острых лейкозов у детей: показал, что лейкозы идут эпидемиологически, их частота увеличивается параллельно со скоростью роста детей, т.е. с процессами акселерации. Природа в лице И.М. Воронцова явила миру необычное, доброе и сильное дарование. Он оригинально мыслит, поэтому его суждения интересны всем. У него блестяшая речь. Его лекции – это полет мысли, его отличает умение публично думать. Лекции И.М. Воронцова запоминаются надолго, побуждая врача к самосовершенствованию. Интересен, к примеру, его взгляд в отношении онтогенеза: «Все то, что относится к периоду развития, в принципе относится и к периоду старения: оптимум питания – но совершенно другого питания, оптимум активизации функций – старика надо стимулировать к активности, и обязательна психологическая поддержка – минимум стрессов. Все те же три кита, что и у здорового ребенка – все то же реализуется и в старости. Можно говорить, что медицина будущего – это медицина онтогенеза. Это даже экономически эффективный путь управления здоровьем. Мы ждем, пока заболеем, а потом вкладываем средства, чтобы что-то подправить». Ежедневная работа с детьми приносила ему радость. Быть рядом с детьми для И.М. Воронцова – счастье, маленькие пациенты для него - «принцы и принцессы». Игорь Михайлович говорит: «В нашей стран- ной стране медики и учителя всегда получали в три раза меньше по- луквалифицированного рабочего. А профессия наша, специальность – ультрапривилегированная. Кроме того, у нас есть свое понимание важности дела, преданность ему. Когда ребенок смотрит на меня ясными глазками и говорит «спасибо» – ради этого стоит жить». Предложенный И.М. Воронцовым программный комплекс ори- ентирован на максимальное использование максимального числа максимально эффективных технологий защиты здоровья для максимального количества детей – это в буквальном смысле путь «педиатрии maxima». Она может стать действительно эффективной только при ее включении в самый широкий круг мер по государственному «культивированию» детства. «Педиатрия maxima» проф. Воронцова – вещь совершенно конкретная. Разработан комплекс программ «Восхождение к здоровью», ориентированный на современные технологии мониторинга, охраны и обеспечения развития детей начиная с планирования зачатия и в последующие возрастные периоды. Комплекс предполагает тесное, причем персонально-ориентированное сотрудничество педиатров и разных специалистов, включая педагогов и психологов, и все это – при самом активном участии семьи.

Российский педиатрический журнал 1'2008

Яндекс.Метрика