5 семестр. 3 занятие

«АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ. ПСИХО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ»

 

Перечень основных понятий и терминов:

1. Развитие нервно-психическое, моторное, интеллектуальное (определение)
2. Факторы, определяющие психомоторное развитие ребенка
3. Периодизация психо-моторного развития детей не первом году жизни.
4. Поза ребенка (положение). Статика.
5. Развитие движений - моторика.
6.Развитие речи - лепет, гуление, повторение слогов, слов, предложений
7.Развитие зрительно-слуховых ориентировочных реакций
8. Развитие мелкой моторики у детей
9. Воспитание, уход, их роль в нервно-психическом развитии ребенка
10. Развитие вестибулярного анализатора. Этапы, периоды, показатели
11. Развитие слухового анализатора. Этапы, периоды, показатели
12. Развитие зрительного анализатора. Этапы, периоды, показатели
13. Анализаторы тактильно-проприоцептивные
14.  Сознание и его нарушение
15. Торможение охранительное
16. Возбуждение
17. Сон
18. Рефлексы безусловные (врожденные)
19. Рефлексы условные (приобретенные)
20. Рефлексы новорожденного
21. Эмоции отрицательные - крик, плач, слезы
22. Эмоции положительные - улыбка, смех
23. Комплекс оживления
24. Ширина глазных щелей, величина зрачков, реакция на свет, косоглазие,
нистагм
20. Роднички (размеры, плотность краев, уровень, пульсация, напряжение)
21. Мышечный тонус - нормотония, гипотония, гипертония
22. Менингеальный синдром (ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига,
Брудзинского)
23. Менингит и менингизм. Повышение внутричерепного давления
24. Спазмофилия. Синдром Хвостека, Труссо, Люста, Эрба

Практические навыки:
1. Сбор анамнеза и жалоб
2. Оценка общего состояния и сознания ребенка
3. Проверка рефлексов новорожденного:
- атавистические:  хоботковый, поисковый, шейно-тонический (симметричный,
асимметричный), ладонно-ротовой (Бабкина), Моро, Робинсона, Кернига,
Бабинского, "ползание" по Бауэру, опоры на ноги, автоматической ходьбы
- пожизненные автоматизмы: роговичный и коньюктивальный, зрачковый,
кожные и сухожильные рефлексы
4.  Определение позы ребенка
5. Проверка черепно-мозговой иннервации: величина глазных щелей и
зрачков, нистагм, косоглазие; зрительное и слуховое сосредоточение
6. Состояние родничков (уровень, размеры, напряжение, пульсация).
7. Определение наличия менингеального синдрома: гиперэстезия кожных покровов, ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, Брудзинского - верхний, средний, нижний.
8. Спазмофильный синдром (синдром скрытых судорог, связанный с
гипокальциемией): Хвостека, Труссо, Люста.
9.  Итоговое заключение о состоянии нервной системы курируемого ребенка
10. Проверка двигательных умений ребенка
-  удержание головы
-  приподнимание туловища
-  переворачивание (на бок, на живот, на спину)
-  сидение
-  стояние
-  ползание
-  ходьба
-  ощупывание
-  хватание
- удержание предметов.
11.  Оценка эмоционального статуса
-  отсутствие эмоций
-  отрицательные эмоции
-  положительные эмоции
12.  Оценка развития речи
-  крик
-  гуление
-  лепет
-  произношение слогов
-  произношение слов
-  словарный запас
13.  Оценка зрительно - ориентировочных реакций
-  фиксация взгляда (кратковременная)
-  движение глаз за предметом
-  узнавание матери
14.  Оценка слуховых ориентировочных реакций
-  вздрагивание при резком шуме
-  прислушивание
-  слуховое сосредоточение
-  поворот головы на звук

Яндекс.Метрика