5 семестр. 5 занятие

ТЕМА: "АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА 

ИССЛЕДОВАНИЯ  ОРГАНОВ  ДЫХАНИЯ  У  ЗДОРОВЫХ  ДЕТЕЙ".

 

Перечень основных понятий и терминов:
1.  Анатомические особенности органов дыхания у детей.          
2.  Физиологические особенности: - частота дыханий                               
- глубина дыхания              
- тип дыхания              
3.  Физикальные методы обследования:
А.  ОСМОТР  
а. цианоз
б. одышка
в. дыхательные экскурции
г. деформации грудной клетки

Б.  ПАЛЬПАЦИЯ 
а. эластичность грудной клетки
б. голосовое дрожание

В.  ПЕРКУССИЯ 
а. топографическая
б. сравнительная
в. нормальный легочный звук
г. подвижность легочных краев

Г.  АУСКУЛЬТАЦИЯ 
а. дыхательные шумы
б. виды дыхания (пуэрильное, везикулярное,
бронхиальное, бронхофония)

 

Перечень навыков и умений:
1. Особенности анамнеза при поражении органов дыхания.
2. Частота дыхания
3. Тип дыхания
4. Соотношение пульса и числа дыханий
5. Эластичность грудной клетки
6. Голосовое дрожание
7. Топографическая перкуссия легких (непосредственная и опосредованная)
8. Сравнительная перкуссия легких (непосредственная и опосредованная)
9. Определение подвижности легочных краев
10. Определение ширины корней легких по Сырневу
11. Исследование (перкуссия) внутригрудных лимфоузлов:
- паратрахеальных - симптом  чаши Философова;
- бифуркационных - симптом Кораньи и д’Эспина;
- бронхопульмональных - симптом Аркавина
12. Определение характера и звучности дыхания
13. Исследование бронхофонии у здорового ребенка;
14. Графическое изображение характера дыхания
15.  Нанесение проекции долей и сегментов на поверхность грудной клетки.

 

«АФО, методика обследования дыхательной системы у детей»

 

Перечень

I

Осмотр

 

  1. Общий (цвет кожных покровов, признаки хронической гипоксии — «часовые стекла», «барабанные палочки»)

 

  1. Местный (форма грудной клетки, симметричность участия в акте дыхания)

 

  1. Частота дыхания, тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный), соотношение пульса и частоты дыхания, свобода дыхания

 

  1. Осмотр носа, полости рта

II

Пальпация

 

  1. Болезненность при пальпации грудной клетки

 

  1. Эластичность грудной клетки

 

  1. Голосовое дрожание (наличие, симметричность)

III

Перкуссия (опосредованная, непосредственная, аускультофрикция)

 

  1. Топографическая
    1. нижние границы легких
    2. верхушка легкого спереди (для детей старше 7 лет)
    3. подвижность нижнего легочного края

 

  1. Сравнительная
    1. симметричность перкуторного тона
    2. характер перкуторного тона (тупость, притупление, ясный легочный, коробочный, тимпанит)

IV

Аускультация. Аудиограмма графическое изображение характера дыхания

 

  1. Сравнительная аускультация легких. Характер (пуэрильное, везикулярное, жесткое, бронхиальное) дыхания. Звучность (усиленное, ослабленное) дыхания. Наличие дополнительных шумов (сухие и влажные хрипы, шум трения плевры)

 

  1. Симптом бронхофонии (эталон для передней и боковой; задней поверхности)

 

  1. Симптом Домбровской

V

Исследование внутригрудных лимфатических узлов

VI

Проекция долей и сегментов легких на поверхность грудной клетки
а) на переднюю поверхность грудной клетки
б) на заднюю поверхность
в) на боковую поверхность

VII

Итоговое заключение:

 

Яндекс.Метрика