АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Перечень основных понятий и терминов:
I. Анатомические особенности:
1. Особенности полости рта новорожденного и грудного ребенка.
2. Особенности пищевода новорожденного и грудного ребенка.
3. Особенности желудка новорожденного и грудного ребенка.
Анатомическая и физиологическая вместимость. Форма.
4. Особенности различных отделов кишечника у детей.
5. Значение нарушения поворотов кишечника во внутриутробном периоде.
6. Роль нарушений стадии реканализации во внутриутробном периоде.
7. Особенности строения малого таза и расположения органов малого таза и
сигмовидной кишки в раннем возрасте.
8. Особенности расположения и строения печени, желчевыводящих путей.
9. Особенности расположения, строения селезенки.
10. Особенности расположения, строения поджелудочной железы, ее
кровоснабжение.
11. Особенности расположения мезентериальных лимфоузлов, возможности
пальпации.
II. Физиологические особенности.
1. Адаптация к лактотрофному питанию в грудном возрасте.
2. Полостное или дистантное пищеварение, его становление. Аутолиз.
3. Мембранное пищеварение. Пиноцитоз. Всасывание, абсорбция.
4. Особенности моторики : пищевода, желудка /кардия, тело, привратник/,
тонкого кишечника, толстого кишечника, желчевыводящих путей, Вирсунгова
протока.
5. Кишечная флора новорожденного, грудного ребенка в зависимости от вида
вскармливания.
6. Сроки анатомической и функциональной зрелости различных отделов
пищеварительной системы.
7. Сроки пребывания пищи в желудке при различном виде вскармливания.
8. Стул - частота, макро- и микроскопическая оценка в зависимости от характера
питания.
АФО И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
В дневник самоконтроля внести:
1. Оценка состояния питания.
2. Осмотр живота пациента в положении стоя и лежа с изменением окружности
живота.
3. Топография передней брюшной стенки по системе 4-х квадрантов или 3-х
этажей ( эпигастрит, мезогастрит, гипогастрит) с последующей разбивкой
каждого этажа на три отдела (всего 9 отделов).
4. Поверхностная пальпация живота.
5. Глубокая скользящая методическая топографическая пальпация живота с
соблюдением последовательности:
- сигмовидная кишка;
- слепая кишка;
- желудок;
- привратник;
- поперечноободочная кишка;
- нижний край печени - 3 метода:
а) по Стражеско - обычный рабочий метод,
б) если не удалось найти нижний край правой доли печени - метод
Образцова-Стражеско,
в) для детей раннего возраста и негативных - педиатрическая модификация
метода Стражеско - соскальзывающе-поглаживающая пальпация.
- нижний полюс селезенки - аналогично пальпации нижнего края печени;
- мезентериальные лимфоузлы - по ходу прикрепления корня брыжейки в
нижней правой и верхней левой зонах Штейнберга.
Правило: проникновение вглубь живота в этих зонах достигается за несколько
последовательных выдохов.
6. Перкуссия.
а) Перкуссия печени:
- верхний край,
- нижний край -
с определением размеров по Курлову по 3-м линиям : среднеключичной, белой
линии живота и по косой по ходу левой реберной дуги.
б) Перкуссия селезенки с определением ее продольного и поперечного
размеров.
в) Перкуссия живота в положении пациента стоя, лежа на спине, лежа на
боках.
7. Аускультофрикция в проверке данных перкуссии, либо как замена перкуссии в необходимых случаях.
8. Аускультация живота:
- аускультация кишечных шумов перистальтики (по часовой стрелке)
- аускультация чревного ствола a.coeliaco (эпигастральная ямка)
- аускультация брюшной аорты.
Примечание: пальпация поджелудочной железы не проводится, т.к. ее пальпация - болевой прием.
Взамен студент должен показать проекцию поджелудочной железы на переднюю брюшную стенку по отделам железы: головка-тело-хвост.
9. Чтение копрограмм детей различного возраста с различным характером вскармливания.
10. Итоговое заключение по состоянию пищеварительной системы курируемого ребенка в диапозоне:
- соответствие возрасту,
- норма или патология.