5 семестр. 9 занятие

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Перечень основных понятий и терминов:

I.  Анатомические особенности:

1. Особенности полости рта новорожденного и грудного ребенка.

2. Особенности пищевода новорожденного и грудного ребенка.

3. Особенности желудка новорожденного и грудного ребенка.

Анатомическая и физиологическая вместимость. Форма.

4. Особенности различных отделов кишечника у детей.

5. Значение нарушения поворотов кишечника во внутриутробном периоде.

6. Роль нарушений стадии реканализации во внутриутробном периоде.

7. Особенности строения малого таза и расположения органов малого таза и

сигмовидной кишки в раннем возрасте.

8. Особенности расположения и строения печени, желчевыводящих путей.

9. Особенности расположения, строения селезенки.

10. Особенности расположения, строения поджелудочной железы, ее

кровоснабжение.

11. Особенности расположения мезентериальных лимфоузлов, возможности

пальпации.

 

 

II.  Физиологические особенности.

1. Адаптация к лактотрофному питанию в грудном возрасте.

2. Полостное или дистантное пищеварение, его становление. Аутолиз.

3. Мембранное пищеварение. Пиноцитоз. Всасывание, абсорбция.

4. Особенности моторики : пищевода, желудка /кардия, тело, привратник/,

тонкого кишечника, толстого кишечника, желчевыводящих путей, Вирсунгова

протока.

5. Кишечная флора новорожденного, грудного ребенка в зависимости от вида

вскармливания.

6. Сроки анатомической и функциональной зрелости различных отделов

пищеварительной системы.

7. Сроки пребывания пищи в желудке при различном виде вскармливания.

8. Стул - частота, макро- и микроскопическая оценка в зависимости от характера

питания.

 

АФО И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

 

В дневник самоконтроля внести:

1. Оценка состояния питания.

2. Осмотр живота пациента в положении стоя и лежа с изменением окружности

живота.

3. Топография передней брюшной стенки по системе 4-х квадрантов или 3-х

этажей ( эпигастрит, мезогастрит, гипогастрит) с последующей разбивкой

каждого этажа на три отдела (всего 9 отделов).

4. Поверхностная пальпация живота.

5. Глубокая скользящая методическая топографическая пальпация живота с

соблюдением  последовательности:

- сигмовидная кишка;

- слепая кишка;

- желудок;

- привратник;

- поперечноободочная кишка;

- нижний край печени - 3 метода:

а) по Стражеско - обычный рабочий метод,

б) если не удалось найти нижний край правой доли печени - метод

Образцова-Стражеско,

в) для детей раннего возраста и негативных - педиатрическая модификация

метода Стражеско - соскальзывающе-поглаживающая пальпация.

- нижний полюс селезенки - аналогично пальпации нижнего края печени;

- мезентериальные лимфоузлы - по ходу прикрепления корня брыжейки в

нижней  правой и верхней левой зонах Штейнберга.

Правило: проникновение вглубь живота в этих зонах достигается за несколько

последовательных выдохов.

6. Перкуссия.

а) Перкуссия печени:

- верхний край,

- нижний край -

с определением размеров по Курлову по 3-м линиям :  среднеключичной, белой

линии живота и по косой по ходу левой реберной дуги.

б) Перкуссия селезенки с определением ее продольного и поперечного

размеров.

в) Перкуссия живота в положении пациента стоя, лежа на спине, лежа на

боках.

7. Аускультофрикция в проверке данных перкуссии, либо как замена перкуссии в необходимых случаях.

8. Аускультация живота:

- аускультация кишечных шумов перистальтики (по часовой стрелке)

- аускультация чревного ствола a.coeliaco (эпигастральная ямка)

- аускультация брюшной аорты.

Примечание: пальпация поджелудочной железы не проводится, т.к. ее пальпация - болевой прием.

Взамен студент должен показать проекцию поджелудочной железы на переднюю брюшную стенку по отделам железы: головка-тело-хвост.

9. Чтение копрограмм детей различного возраста с различным характером вскармливания.

10. Итоговое заключение по состоянию пищеварительной системы курируемого ребенка в диапозоне:

- соответствие возрасту,

- норма или патология.

 

 

Яндекс.Метрика