Программа пропедевтики детских болезней 2016-2017 учебный год

РОСТ И РАЗВИТИЕ

1.     Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечиваю­щих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.

2.     Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факто­ры их определяющие.

3.     Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития. 

4.     Биологический возраст.  Показатели  биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.

5.     Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).

6.     Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Оценка полового развития.

7.     Понятие «здоровье». Основные составляющие здоровья ребенка.

 

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Анатомические, морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

2. Оценка нервно-психического развития детей первого года жизни по основным линиям развития.

3. Показатели нервно-психического развития детей от 1 года до 3 лет. Методы оценки нервно-психического развития детей старше года.

 

КОЖА, ПОДКОЖНО-ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА

1.     Кожа и ее придатки. Анатомо-физиологические особенности. Роль кожи и ее придатков в защите организма ребенка от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

2.     Семиотика поражения кожи и ее придатков.

3.     Основные синдромы поражения кожи и ее придатков.

4.     Подкожно-жировая клетчатка. Анатомо-физиологические особенности. Роль подкожно-жировой клетчатки в обеспечении обменных процессов и защиты организма ребенка. Понятие эйтрофии и нормотрофии.

5.     Семиотика поражения подкожно-жировой клетчатки.

6.     Синдромы поражения подкожно-жировой клетчатки. Понятие ожирения, избыточной массы тела, паратрофии, гипотрофии, анорексии.

 

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

1.     Костная ткань. Анатомо-физиологические особенности. Этапы перемоделирования костной ткани. Форма черепа в норме и при патологии. Роднички, сроки закрытия, их характеристика в норме и при патологии. Возрастные изменения формы грудной клетки.

2.     Определение костного возраста, его значение.

3.     Семиотика поражения костной ткани.

4.     Синдромы поражения костной ткани. Синдромы остеоидной гиперплазии  и остеомаляции, их клиническое значение.

5.     Врождённые и приобретённые деформации грудной клетки, конечностей, позвоночника.

6.     Мышечная ткань. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы.

7.     Семиотика нарушений мышечной системы.

8.     Синдромы поражения мышечной системы (мышечная гипо-, гипер- и дистония). Их клиническое значение.

9.     Физическое воспитание детей в различные возрастные периоды.  

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1.     Этапы формирования дыхательной системы. Созревание сурфактанта. Механизм первого вдо­ха.

2.     Анатомо-морфологические и функциональные особенности верхних, средних и нижних дыхательных путей. Их связь с возрастными особеннос­тями патологических состояний.

3.     Семиотика поражений органов дыхания у детей.

4.     Синдромы  поражений органов дыхания у детей (синдром крупа, синдром бронхита, синдром обструктивного бронхита, синдром бронхиолита, синдром пневмонии, синдром плеврита, синдром дыхательной  недостаточности).  

5.     Методы исследования функции внешнего дыхания.

 

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

1.     Этапы формирования сердца и сосудов во внутриутробном периоде. Механизм и сроки закрытия основ­ных фетальных путей кровообращения после рождения ребёнка.

2.     Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов в различные возрастные периоды. Критические периоды  развития сердечно-сосудистой системы.

3.     Семиотика поражения сердечно-сосудистой системы.

4.     Семиотика изменения пульса.

5.     Семиотика нарушения артериального давления у детей.

6.     Фун­кциональные и органические шумы. Диагностика, дифференциальная диагностика.

7.      Синдромы поражения сердечно-сосудистой системы (синдром миокардита, синдром эндокардита, синдром перикардита, синдром панкардита, синдром недостаточности кровообращения, синдром сердечной недостаточности)

8.     Врожденные пороки сердца у детей. Семиотика (ДМПП, ДМЖП, открытый артериальный проток, тетрада Фалло)

9.     Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы (функциональные сердечные пробы, ЭКГ, ФКГ, эхокардиография, рентгенография, ангиография).

 

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1.     Этапы формирования органов ЖКТ во внутриутробном периоде.

2.     Анатомо-физиологические особенности органов ЖКТ.

3.     Семиотика поражения органов ЖКТ.

4.     Семиотика изменения стула. 

5.     Синдромы поражения ЖКТ (синдром эзофагита, халазия, ахалазия кардии, синдром острого и хронического гастрита, синдром хронического гастродуоденита, синдром энтерита, синдром колита, синдром панкреатита, синдром поражения гепато-билиарной системы). Копрологические синдромы.

6.     Методы диагностики поражений органов ЖКТ (эндоскопические методы исследования - ФЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия; УЗИ; рентгенологические методы – контрастирование с барием, томография; суточная pH-метрия; оценка биохимичесого анализа крови; исследование на хеликобактериоз, водородный тест).

 

 

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1.     Этапы формирования органов мочеобразования и мочеотделения во внутриутробном периоде.

2.     Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения (почек, мочеточников, мочевого пузыря, их клиническое значение).

3.     Семиотика нарушений системы мочеобразования и мочеотделения. Основные ренальные и экстраренальные проявления.

4.     Синдромы нарушений системы мочеобразования и мочеотделения (синдром гломерулонефрита, синдром пиелонефрита, синдром острой и хронической почечной недостаточности)

5.      Методы исследования системы мочеобразования и мочеотделения функции почек (лабораторные, функциональные, бактериологические, ультразвуковые, рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, пункционная биопсия, ангиография)

 

 

ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ

 

1.     Этапы формирования органов кроветворения во внутриутробном периоде. Эмбриональное кроветворение. Кроветворение после рождения.

2.     Эволюция эритрона в постнатальном периоде. Фетальный гемоглобин и его динамика после рождения.

3.     Семиотика поражения системы органов кроветворения.

4.     Синдромы поражения системы органов кроветворения (сидеропенический синдром, синдром анемии, синдром лейкоцитоза, синдром лейкопении, геморрагический синдром).

5.     Методы исследования системы органов кроветворения (лабораторные, биохимические, инструментальные, ультразвуковые, рентгенологические, пункционная биопсия)

 

ДИЕТЕТИКА ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

 

1.     Преимущества естественного вскармливания.

2.     Состав молозива, переходного и зрелого молока

3.     Грудное молоко, его количественный и качественный состав. Биологическое значение компо­нентов грудного молока для развития ребёнка.

4.     Определение понятия рационального вскармливания и его разновидности. Терминология ВОЗ.

5.     Десять принципов успешного грудного вскармливания для матери и ребёнка.

6.     Первое прикладывание ребёнка к груди. Техника, его значение, тактика врача.

7.     Вскармливание новорожденного ребенка.

8.     Вскармливание ребенка первого года жизни.

9.     Потребность детей в основных пищевых ингредиентах.

10.           Питание кормящей женщины.

11.           Понятие прикорма. Признаки готовности ребёнка к введению прикорма. Техника введения прикорма. Этапы и последовательность введения прикорма на 1-м году жизни.

12.           Причины и формы гипогалактии. Понятие докорма. Техника введения докорма.

13.           Смешанное и искусственное вскармливание ребенка.

14.           Классификация смесей для смешанного и искусственного вскармливания детей 1-го года жизни, их особен­ности, критерии выбора.

15.           Современные принципы рационального питания детей старше года.

 

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

1.       Этапы формирования органов эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы) и их анатомо-физиологические особенности).

2.       Семиотика поражения органов эндокринной системы.

3.       Основные синдромы поражения органов эндокринной системы (гипер- и гипофункции желез)

 

ИММУННАЯ СИСТЕМА

1.     Этапы формирования органов иммунной системы, их анатомо-физиологические особенности. Роль иммунной системы в защите организма ребенка.

2.     Семиотика и синдромы поражения органов иммунной системы (синдром гипо- гиперплазии лимфоидной ткани, синдром гипо- гиперплазии тимуса).

 

 

Программа утверждена на кафедральном заседании кафедры пропедевтики

детских болезней 30.08.2016 г. Протокол №1.

 

 

 

Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней

д.м.н., профессор                                                                                 Е.М.Булатова

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика